Мы знакомим Вас с самыми важными событиями во всем мире и Украине, также публикуем новости медицины, спорта, туризма и сплетни шоу бизнеса

Пандемия ожирения: теперь и в России

Пандемия ожирения: теперь и в России

Последние несколько лет на фоне развития бодипозитива говорить о лишнем весе стало дурным тоном — если человек принимает себя таким, как есть, то и другим нечего совать нос в его дела. И хотя принцип «мое тело — мое дело», безусловно, имеет право на существование, диетологи и эндокринологи бьют тревогу — в России незаметно для многих идет настоящая эпидемия ожирения и связанных с ним заболеваний.

Еще в 2020 году научный руководитель ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» Виктор Тутельян заявил, что 55% населения старше 30 лет в России имеют избыточную массу тела, а 26% — ожирение, и эти цифры смело можно назвать пандемией. Особенно быстро растут показатели среди детей и подростков. По данным ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, сейчас каждый пятый ребенок в стране страдает от избыточной массы тела, а каждый 15-й — от ожирения. Для того, чтобы исправить ситуацию, необходим комплексный подход на уровне государства, и автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил один из важных элементов этой стратегии — маркировку продуктов, содержащих вредные компоненты.

Когда видишь, что покупаешь

Не случайно говорится, что мы — то, что мы едим. Проблема в том, что зачастую мы совершенно не знаем, что именно едим. Да, более-менее следящий за здоровьем человек понимает, что много мучного, сладкого и жареного — вредно, и за банку шоколадной пасты организм спасибо не скажет. Но есть множество продуктов, которые «маскируются» под полезные, хотя на самом деле таковыми не являются.

Идея, которую предлагает Дмитрий Давыдов, уже применяется в некоторых странах мира. Одним из самых успешных примеров можно назвать Чили. В этой стране с июня 2016 года производители пищевой продукции обязаны на лицевой стороне упаковки проставлять заметные предупреждающие этикетки, если содержание вредных веществ и калорий превышает установленную законом норму. Такие этикетки, разработанные по утвержденному стандарту, оповещают потребителя от имени министерства здравоохранения о высоком содержании насыщенных жиров, сахара, натрия (соль, сода и другие) и калорий. На одном товаре может одновременно находиться до четырех этикеток.

Продукты, содержащие хотя бы одну метку, не могут рекламироваться детям до 14 лет, продаваться в детских садах и школах или быть включены в программу школьного питания. Даже в ООН отметили, что после введения закона о маркировке вредных продуктов питания пищевая промышленность в Чили улучшила качество, в большей степени за счет снижения содержания сахара и натрия. Проще говоря, производителям пришлось пополнять ассортимент более здоровыми продуктами питания. При этом никакого негативного влияния на объем производства, рабочие места и заработные платы не произошло.

Вслед за Чили аналогичные программы стали внедряться в Бразилии, Мексике, Перу, Уругвае, Аргентине, Израиле, Канаде и других странах. Давыдов считает, что собственную версию такого подхода необходимо применять и в России, причем на законодательном уровне, потому что, как показывает практика, рассчитывать на сознательность производителей и оставлять этот вопрос на их усмотрение, не приходится.

Давыдов предлагает сделать обязательной маркировку всех продуктов питания, содержащих повышенное количество сахара, насыщенных жиров, натрия и калорий. Предупреждающие этикетки должны быть крупного размера и размещены на лицевой стороне упаковки на видном месте. Необходимо также существенно ограничить рекламу продуктов, которые подлежат маркировке, запретить их продажу в детских садах и учебных заведениях и исключить из программы школьного питания.

Право знать, что мы едим

«Мои пациенты обучены тому, что нужно читать состав продукта, — рассказывает «СП» практикующий врач-диетолог, эндокринолог Наталья Лазуренко. — Они знают, что на первом месте производитель пишет максимальное количество ингредиента, который содержится в данном продукте. Но в свете того, что мы семимильными шагами опережаем статистику по развитию сахарного диабета и ожирения, и прогнозы по России, как и по всему миру неутешительные, я считаю, что продукты должны иметь такую маркировку, и чем крупнее, тем лучше.

Многие люди не понимают, что такое сахара, какое они имеют значение для нашего организма и чем они так вредны. Мы ведем просветительскую работу, но люди, к сожалению, не перестают покупать такие продукты. Человек должен знать, что он потребляет и к чему это ведет. На пачках сигарет ведь печатают страшные предупреждающие картинки и информацию. На упаковке вредных продуктов тоже должен быть специальный знак, который будет рассказывать, что продукт содержит большое количество простого сахара, а также фруктозу, сахарозу, то есть моносахариды. В большом количестве они еще ни одному человеку пользы не принесли.

А если человек уже живет с нарушенным углеводным обменом веществ, этот избыток будет восприниматься поджелудочной железой, как взрыв бомбы. Будет напрягаться бета-клеточный аппарат, который вырабатывает гормон инсулин. Именно инсулин перетаскивает глюкозу в клетки, чтобы мы существовали, перерабатывая ее в энергию. Но если этой энергии в избытке, он начинает ее складировать в жировую ткань. Если человек долгое время находится в таком состоянии, идет поломка по всему обмену — и углеводному, и жировому, и белковому".

Осознанность должна быть информированной

Свои предложения автор проекта «20 идей» направил в Совет Федерации РФ и профильные ведомства и получил официальный ответ от заместителя директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Виктора Скворцова. В нем, в частности, говорится:

«Роспотребнадзором разработаны „МР 2.3.0122−18. 2.3. Гигиена питания. Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей. Методические рекомендации“, которые содержат унифицированные подходы по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции промышленного производства в зависимости от содержания в ней добавленного сахара, соли, насыщенных жирных кислот и транс-изомеров жирных кислот с учетом анализа среднесуточного потребления пищевой продукции в Российской Федерации и усредненных значений вышеуказанных критически значимых пищевых веществ. Данная цветовая индикация является добровольной и предназначена для обеспечения возможности предоставления потребителю более детальной и наглядной информации о содержании в ней отдельных веществ».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В России ковидом стали заражаться уже по третьему разу

Но, как считает Давыдов, хотя такие меры, безусловно, важны, этого недостаточно, чтобы сократить последствия потребления вредных продуктов.

«Вы справедливо отмечаете, что пищевая и перерабатывающая промышленность выпускает широкий товарный ассортимент пищевой продукции, предоставив потребителю возможность выбора в соответствие с составом, указанным на этикетке. Но перекладывание всей ответственности за оценку вредности продукта на покупателя не позволяет снизить потребление вредной пищи по нескольким причинам», — комментирует он.

Среди этих причин — недостаточная информированность людей о том, как то или иное вещество сказывается на их здоровье, отсутствие возрастных ограничений и банальная невнимательность покупателей, которые, в лучшем случае, следят за сроком годности, но не за мелкими буковками состава на обороте этикетки.

«Подобная маркировка необходима, — согласна врач-диетолог, член национальной Ассоциации диетологов и нутрициологов Марина Макиша. — Большинство людей, к сожалению, не имеет адекватных знаний и представлений о питании, не умеет выбирать продукты, не знает, где есть скрытый сахар, жир и так далее. Маркировка продуктов помогает, в первую очередь, в контексте обучения человека выбору продуктов питания. Если покупатель увидит маркировку, что в продукте много добавленного сахара или жира, это поможет ему лучше сориентироваться у продуктовой полки. Людям важно понимать, какие продукты они покупают. Маркировка поможет им делать это более осознанно».

Макиша указывает, что это не просто важно, а критично в отношении детей и подростков, которым такой осознанный выбор делать еще труднее, чем взрослым.

«У нас действуют государственные нормативы, которые ограничивают возможности ребенка покупать определенные полуфабрикатные продукты, продукты с высоким содержанием сахара. Но зачастую они остаются на бумаге, и многие их до сих пор нарушают.

К сожалению, как с курением и алкоголем, до определенного возраста ребенку очень сложно объяснить, что для него хорошо и плохо с точки зрения питания. Мы биологически устроены так, что продукты, в которых содержится много сахара и много жира, нам всегда кажутся вкуснее. Поэтому дети выбирают эти продукты, руководствуясь своим биологическим инстинктом, и попадают в ловушку современного питания, когда они переедают и набирают вес. Нормальную еду ребенок не ест, потому что она ему кажется не вкусной. Это так называемый фаст-фудный тип питания, который очень активно развивается", — поясняет специалист.

Наталья Лазуренко добавляет, что если пока организм молодой, он еще может справиться с такой нагрузкой, то после определенного возраста сложившиеся в молодости пищевые привычки дают о себе знать, и все проблемы, которые накапливались, как снежный ком, в один момент бьют по здоровью.

«Черная метка» для вредных продуктов

Никакой технической сложности в нанесении такой маркировки не будет, тем более что Давыдов предлагает лаконичный и в то же время эффективный черно-белый дизайн меток. А сейчас, когда некоторые производители начали экономить на краске для упаковок из-за ее дефицита и проблем с поставками из-за рубежа, такой вид меток стал бы оптимальным вариантом.

«Черно-белый дизайн, в отличие от „светофора“, более прост в визуальном восприятии, поскольку не конкурирует с яркими цветами самой упаковки, и в то же время вызывает негативные ассоциации. Никакой сложности во внедрении такой предупреждающей метки пищевая промышленность не почувствует, если установить определенный срок на осуществление перехода. В течение этого срока производители смогут без ущерба для предприятия пересмотреть состав продукции и перевыпустить новые упаковки или наклейки с меткой, поскольку это и так является их рутинной задачей», — пишет Давыдов.

И, кстати, о добровольной маркировке. Как справедливо указывает Марина Макиша, производители часто не только не отмечают, что в их товаре повышенное содержание сахара или натрия, но и намеренно вводят покупателя в заблуждение, утверждая, что те приобретают полезный для здоровья продукт. Например, это практически все быстрые завтраки, которые позиционируются, как полезные источники витаминов и минералов, а на деле являются разве что источником сахара.

«Есть также продукты, на которых специально делают надписи «сушка-малышка» или нечто подобное, как будто это продукт, специально разработанный для детского питания, хотя он таковым не является и содержит те же вещества, что и обычный продукт для взрослых.

Мы знаем, что нужно следить за сладким и мучным. Но есть и менее очевидные продукты. В случае с детьми это, в первую очередь, жидкости с добавленным сахаром. У нас в практике неоднократно были ситуации, когда мы начинали смотреть, где и за счет чего ребенок перебирает, и оказывалось, что он пьет фруктовые соки, сладкие питьевые йогурты, газировки, морсы и так далее. Все это — не просто вода, а источники дополнительных калорий, как правило, это быстрые сахара. Ребенку достаточно 1−2 стакана сока в день, больше не нужно. У меня в практике была девочка, которая в день выпивала литр сока. Но литр сока — это почти 100 грамм сахара, представьте его воздействие на организм", — рассказывает диетолог.

И Дмитрий Давыдов, и специалисты убеждены в том, что обязательная маркировка продуктов с наличием вредных веществ приведет к позитивным подвижкам в борьбе с ожирением и связанными с ним проблемами со здоровьем — сахарным диабетом, заболеваниями сердечно-сосудистой, эндокринной систем, суставов и прочих. С одной стороны, люди начнут задумываться о том, какие продукты они покупают себе и своим детям. А с другой, и это не менее важно, такая обязательная мера сподвигнет компании производить более полезные продукты. Когда покупатели начнут «голосовать рублем», возможно, вместо насыщенных сахаром, натрием и жирами «вкусняшек» у нас на полках начнут появляться продукты, которые не только вкусны, но еще и полезны для здоровья. Поэтому законодательная поддержка этого проекта необходима, чтобы, без преувеличения, сохранить здоровье нации.

Комментарии закрыты.