Градус повышается с возрастом
Минздрав собирается повысить возрастную планку на продажу крепкого алкоголя. То есть, если сейчас купить ту же водку или коньяк в магазине можно с 18 лет, то в будущем, по замыслу ведомства, возраст покупателя может быть ограничен до 21 года.
Речь идет о напитках с содержанием спирта более 16,5%
Соответствующие поправки в законодательство, как пишет газета «Известия», сейчас проходят оценку рабочей группы по «регуляторной гильотине». Затем их рассмотрит комиссия по законопроектной деятельности правительства, которая примет решение о внесении документа в Госдуму.
Предполагается, что действовать более жесткие правила будут с 1 марта следующего года.
В пояснительной записке разработчики новых стандартов указывают, что развитие головного мозга человека окончательно формируется к 21 году, и употребление алкоголя в более раннем возрасте может обернуться серьезными последствиями для здоровья. Кроме того, в ведомстве ссылаются на зарубежный опыт, напоминая, что в США, например, легально приобрести алкоголь можно только с 21 года, а в Финляндии, Норвегии, Швеции, Исландии и Японии — с 20.
На самом деле, споры о возрасте доступа к крепким спиртным напиткам в нашей стране идут достаточно давно. Тот же Минздрав еще в декабре 2018 года выходил с инициативой продавать алкоголь исключительно лицам, достигшим 21 года.
Идею, кстати, как показал опрос ВЦИОМ, поддержали 78% респондентов и всего 21% высказались против.
Однако в правительстве тогда предложение не нашло понимания.
В Минфине сослались на Конституцию, согласно которой гражданин РФ обладает полнотой прав с 18 лет. А в Минэкономразвития инициативу сочли недостаточно обоснованной и влекущей серьезные риски для работы торговых сетей.
В том плане, что кассирам придется проверять не только возраст покупателя, но и содержание спирта в продукции. Кроме того, будет необходимо снести изменения в операционные системы и проводить обучение персонала — а это миллионы.
Но был и аргумент, с который, пожалуй, трудно не согласиться — это выбор пограничного показателя. То есть, неясно, чем алкогольная продукция крепостью 16,5% является менее вредной, чем, например, продукция с содержанием этилового спирта 17%.
Другой, опять же, вопрос — а разве до 16 градусов, это не алкоголь?
Вреда от того же пива, как говорят специалисты, не меньше — есть даже такое понятие как «пивной алкоголизм». При этом у молодежи это самый популярный на сегодня напиток. Он дешев относительно, да и купить его можно без особых проблем.
Прокомментировать ситуацию и как она может измениться, если инициатива Минздрава на этот раз будет принята, «СП» попросила директора Центра исследований федерального рынка и регионального рынка алкоголя «ЦИФРА» Вадима Дробиза:
— Предложение действительно звучит не в первый раз. Теперь оно звучит в том виде, что надо запретить молодым людям моложе 21 года продажу крепкого алкоголя.
Должен сказать, что для алкогольной отрасли это отнюдь не критично. Поскольку молодежь в этом возрасте практически не употребляет еще крепкие спиртные напитки. Так что можно было бы и ввести этот возрастной ценз.
Другое дело, в политическом отношении, я думаю, это какая-то разменная монета. То есть, Минздраву, например, сейчас позволят провести эту норму, потому что ведомство безмолвствует, пока Минфин проводит два других законопроекта, вроде бы, в пользу алкоголя. Речь идет о разрешении онлайн-продаж алкогольной продукции и о возвращении пива на стадионы.
Вот тут почему-то Минздрав не буйствует. Даже Онищенко с Хамзаевым что-то не слышно.
Понятно, что мера, которую в очередной раз сейчас предлагают в ведомстве, она никак не снизит потребление алкоголя. Просто галочку поставят — и все.
Молодежь у нас пьет в основном пиво. На дешевую водку «садятся», как правило, молодые люди из неблагополучных и малообеспеченных семей. Но не думаю, что у них могут быть какие-то другие проблемы для ее приобретения, кроме проблем финансовых. И возрастной ценз в данном случае — не помеха. Всегда найдется старший товарищ, который «сбегает».
Но, скорей всего, предложение Минздрава и сейчас принято не будет. Это, скажем так, процесс уже ради процесса.
Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, в свою очередь, тоже сомневается в возможности реализации данной инициативы:
— Эта идея Минздрава обсуждалась уже десятки раз только за последние три года. И все время это заканчивалось ничем. Потому что слишком много вопросов тут возникает.
Например, почему 18-летнему парню, который идет в армию, мы доверяем автомат с боевыми патронами, а тот же алкоголь он может покупать только с 21 года. То есть тут явное нарушение конституционных прав гражданина, поскольку совершеннолетие у нас по Конституции наступает с 18 лет. Иначе говоря, с этого возраста человек считается взрослым со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Он можно голосовать, создавать семью и т. д.
Но дело в другом. Надо не запрещать, а искать причины, побуждающие людей выпивать.
У нас, например, с 2012 года действует закон о защите детей от информации, которая может причинить вред их физическому и психическому здоровью, который запрещает демонстрацию по телевидению сцен потребления алкоголя с четырех утра до 23:00. Если этот телесигнал не закодирован и если он находится в свободном доступе.
И что, кто-то его соблюдает? Да у нас такие сцены с утра до вечера практически на каждом телеканале. И, получается, что телевидение и реклама у нас по сути приучают подростков к алкоголю.
Вот так, действующий федеральный закон не выполняется, но никто на это внимания не обращает.
«СП»: — У нас, к сожалению, очень часто строгость законов, компенсируется их невыполнением…
— Значит, и тут будет то же самое. Начинать надо не с этих запретов. Ну как можно остановить паровоз на «раз-два»?
Вот вы имели определенное отношение к спиртному, а теперь оно у вас должно поменяться, потому что «мы так захотели». Такого же не может быть. А потому запрет, если он реально вступит в силу, конечно, будет просто игнорироваться. Или же будут искать какие-то лазейки для того, чтобы его обойти. Это совсем не сложно.
Опять же, принимая законодательные нормы, которые фактически нереализуемы, мы таким образом потворствуем правовому нигилизму. Но не решаем саму проблему. Проблему нужно решать в действующих, уже установленных запретах. У нас же, повторюсь, добрая часть сюжетов всех фильмов — это выпивка.
Плюс правительство уже решило вернуть на стадионы рекламу пива и разрешить его продажу. Но ходят-то у нас на стадионы в основном подростки и молодежь. Тогда их надо либо не пускать болеть за любимую команду, либо не продавать это пиво на спортивных объектах. Иначе получается нонсенс — вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной продукции. Пиво ведь относится к алкогольной продукции.
Понятно, что нужно в комплексе этот вопрос решать. Но нельзя одновременно запрещать продажу спиртных напитков людям до 21 года и разрешать продажу пива на стадионах.
Или Минздрав это в интересах пивной и винодельческой отрасли все придумал? Но тут явный перекос. Потому что алкоголь, он есть алкоголь. Разве пивом нельзя напиться? Да, запросто. Или, может быть, пиво полезно для здоровья?
«СП»: — Тут все дело в количестве, наверное…
— Это, видимо, касается и настойки боярышники, которую сам Минздрав реализует через свои аптеки. Продукция алкогольная, а зарегистрирована как лекарство. Может, замысел в том и заключается, чтобы молодые люди в аптеки шли и покупали там спиртовые настойки — боярышника, пиона и др.
Потому что все остальное не укладывается в логику. Во всяком случае проблему, которая действительно есть, они решают не с того конца.
Мы не обращаем внимания на то, что у нас потребление алкоголя пропагандируется по телевидению. Я сам неоднократно обращался на этот счет к руководству телеканалов, писал в Роскомнадзор, в правительство — ни одного ответа не получил.
А то, что в Минздраве якобы ссылаются на международный опыт, на те же США, где легально купить спиртное можно с 21 года. Так у них и другие многие вещи только с этого возраста разрешены. Но в Штатах, например, сейчас легализуют марихуану. Нам что тогда тем же путем идти?
Все проще гораздо. Надо соблюдать законы, которые уже приняты. И сделать так, чтобы здоровый образ жизни был у нас в моде.
Комментарии закрыты.