Конъюнктурщик или бунтарь? Кем был музыкант и автор песен Игорь Тальков
Содержание
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. Чем salo лучше сала? Зачем наши соседи хотят перейти на латиницу 03/11/2021
4 ноября Игорю Талькову исполнилось бы 65 лет. Даже спустя 30 лет после его гибели, причиной которой стал нелепый спор с певицей Азизой по поводу очерёдности выступления, не утихают споры вокруг его личности.
Не погибни Тальков так рано (34 года), может, и не было бы сломано столько копий в споре, какое место ему отведено в отечественной культуре. Одни утверждают, что он был хоть и талантливым, но всё же конъюнктурщиком и плагиатором, другие твердят, что бунтарём и борцом с режимом на музыкальной сцене. Находятся и те, кто выдвигает конспирологические версии его гибели: мол, певец был неугоден режиму, вот его и «завалили» по приказу сверху. Но Тальков начал борьбу с режимом, когда режим уже пал. Широко известна фраза Андрея Макаревича, ответившего на вопрос, как он относится к Талькову: «Я не поклонник его творчества. Пока на дворе стоял «совок» и у нормальных команд были проблемы, он пел исключительно про Чистые пруды. А после перестройки, когда всё стало можно, вдруг таким смелым оказался…»
Талантливый самоучка
Весной и летом 1991 г., незадолго до гибели, музыкант гастролировал по стране с программой «Суд», состоящей из остросоциальных песен, – таким образом он «судил» организаторов Октябрьской революции 1917 г. и всех последующих правителей СССР, которые, по его мнению, превратили Россию «в одну из самых отсталых стран планеты и сырьевую базу развитых капиталистических стран». Имел ли право? Он не был профессиональным экспертом, скорее талантливым самоучкой, нахватавшимся случайных знаний. Строго говоря, и профессиональным музыкантом его тоже сложно назвать. Его «университеты» – это ПТУ и две попытки получить высшее образование, каждая из которых потерпела фиаско.
Возможно, нехватка музыкального образования и стала причиной того, что в песнях Талькова масса заимствований. Например, в песне «Летний дождь» угадывается композиция Мадлен Кейн «You and I», песня «Совки» очень похожа на композицию «Owner of a Lonely Heart» группы «Yes». Хит «Я вернусь» частично напоминает инструментальную композицию «Lily Was Here», исполненную Кэнди Далфер и Дэвидом Стюартом. Песня, посвящённая Виктору Цою, по сути, кавер-версия известной на весь мир композиции Барбры Стрейзанд «Woman In Love». При создании песни «Саквояж» Тальков явно вдохновлялся хитом «Бродячие артисты» «Весёлых ребят» и композицией «Loversnight» австрийской группы «Supermax».
«В музыкальном отношении, – заметил в разговоре с «АиФ» журналист Максим Кононенко, – Игорь Тальков был совершенно бесстыдным плагиатором. На YouTube полно подборок его песен и их оригиналов. Речь даже не о каком-то творческом переосмыслении (много кто тогда этим грешил) – нет, он драл всё, включая тембры и аранжировки. Написав на эту музыку трагический текст, он продавал это публике, оскорблённой крушением идеалов. Что интересно: выступал он с позиций глубоко антикоммунистических, а большинство, наоборот, тосковало о советской власти. Но тем не менее они друг друга нашли.
Удивительно, что сейчас, спустя 30 лет после его нелепой гибели, кто-то ещё вспоминает этого артиста вне контекста исполненной им песни Давида Тухманова «Чистые пруды». Потому что ничего больше он для русской культуры не сделал. И пора бы его уже отпустить с миром».
По мнению музыкального критика Артемия Троицкого, начинал Тальков как чистый попсовик, а заканчивал как радикальный рокер. «Если мы вспомним репертуар «ДДТ», «Аквариума», «Алисы», «Наутилуса» или «Кино», – говорит Троицкий, – то песен прямого политического характера у них не было. В их песнях всегда были абстрактные образы, типа «Поезда в огне», «Скованных одной цепью» и т. д. Эти музыканты не пели про КПСС, КГБ, президента, а у Талькова такие песни были. В этом смысле он был гораздо более конкретным. Я считаю, что он писал хорошие песни с неплохими мелодиями. Но при этом не считаю его песни великими. «Кино» – вот это была великая группа. Это как русские «Битлз». Цой писал песни на все времена. Песни Игоря Талькова были в большей степени на злобу дня. И в музыкальном отношении они не были так сильны, как песни «Кино». Поэтому нет ничего удивительного в том, что они сегодня уже или совсем или почти забыты.
Мы познакомились с Тальковым незадолго до его гибели. Я тогда был начальником по музыке на канале «Россия». Мы устраивали большой стадионный фестиваль в Минске, одним из хедлайнеров которого был Игорь Тальков. Он произвёл на меня впечатление искреннего парня. У меня не было ощущения, что он эксплуатирует модные темы. Он не был никаким конъюнктурщиком. Достаточно было на него посмотреть, чтобы понять, что это не такого рода типаж. Но фигура Талькова трагична в силу его какой-то неприкаянности».
Он обладал кинематографической внешностью и бесспорным артистизмом, но «неприкаянность» подставила ему подножку и в кинокарьере. За фильм «Царь Иван Грозный» (по «Князю Серебряному» А. Толстого) сам Тальков извинялся перед зрителями, а главная роль в криминальном боевике «За последней чертой», где он сыграл главаря банды, превратилась во второстепенные эпизоды.
Так кто же стрелял?
Друг возлюбленного Азизы Игоря Малахова актёр Николай Лещуков рассказал «АиФ»: «Во время одного из застолий я сказал Малахову, что видел по телевидению очередной фильм-расследование убийства Талькова. Малахов меня спросил: «Хочешь, расскажу, как всё было на самом деле?» «Конечно!» – сказал я. И он мне «под сурдиночку» рассказал эту историю. По его словам, Азиза не успевала приготовиться и попросила Игоря пойти к Талькову и договориться, чтобы они поменялись очерёдностью выступления. И конфликта бы не было, если бы его не спровоцировал директор Талькова Валерий Шляфман. Это он стал подзуживать музыканта, оскорбил Малахова. Когда охранники Талькова начали валить Малахова на пол, у Игоря, по его словам, ноги в туфлях на скользкой подошве взлетели выше головы. В целях самообороны Малахов достал пистолет и выстрелил пару раз для острастки, ни в кого не целясь. Он мне сказал: «Думал, что все разбегутся». Но Тальков побежал в гримёрку, достал свой газовый пистолет, прибежал к месту заварушки и выстрелил Малахову прямо в лицо один раз, потом второй. После чего Тальков начал бить Малахова рукояткой пистолета по голове. Весь пол был в крови. При этом Тальков ещё и словесно оскорблял Малахова. «Ты же не мог стрелять, твою руку держали. Как тебе удалось всё-таки выстрелить?» – спросил я Игоря. Он мне ответил: «Я чуть разжал пальцы, охранники ослабили свои щупальца. Я перекинул пистолет в другую руку и нажал на курок. Тальков случайно оказался на линии огня. После третьего выстрела у меня выхватили пистолет. И все разбежались в разные стороны». Игорь с разбитой головой скрылся с места преступления. В этот момент он просто ничего не соображал. А спустя несколько дней сам пришёл на Петровку, 38 (Московский уголовный розыск. – Ред.) и рассказал свою версию происшедшего.
Многим хочется, чтобы за смертью Талькова стоял заговор, заказ. Люди не хотят видеть очевидного, что большой артист ушёл из жизни из-за банального бытового конфликта. Все теории заговоров, которые были высказаны за эти 30 лет, ничем не мотивированы».
Комментарии закрыты.