Ходим паром: в России испытали первый вездеход на водородном топливе
Содержание

Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!
На подмосковном полигоне начались ходовые испытания первого в нашей стране вездехода на водородном топливе. «Русак» способен проходить до 500 км без дозаправки и может развивать скорость до 60 км/ч с восемью пассажирами и грузом до 2,5 т. Машина существует в единственном экземпляре и предназначена для отработки технологии, которая позволяет получать энергию практически без вреда для природы. Ее единственным отходом будет обычная вода. Начальным серийным коммерческим проектом может стать гигантский карьерный самосвал, в котором и будут применяться проверенные на прототипе принципы. «Известия» в числе первых протестировали перспективный транспорт и узнали, как его планируют обеспечивать газом.
Первый в России водородный вездеход
Над асфальтированной площадкой подмосковного полигона возвышается внушительный автофургон, окрашенный в эффектный синий цвет. Четыре пары гигантских колес, чуть ниже человеческого роста, создают впечатление, что машина с легкостью преодолеет любую дорогу. Из-под днища монстр-трака вырывается мощный поток дыма, однако никакого запаха выхлопных газов — это обычный водяной пар.
Ходовые испытания первого российского водородного вездехода «Русак К-10»
31 октября журналистам продемонстрировали в действии первый отечественный водородный вездеход «Русак». Прототип существует в единственном экземпляре, способен проходить до 500 км без дозаправки и может развивать скорость до 60 км/ч с восемью пассажирами и грузом до 2,5 т. Главная особенность разработки — уникальная энергетическая установка, которая вырабатывает электричество за счет переработки водородного топлива.
— Мы находимся на полигоне ходовых испытаний водородного транспорта для тестирования нашего вездехода. Это не серийное изделие. Оно создано для отработки в масштабе 1 к 10 технологий для карьерного самосвала на газовом топливе. Это, по сути, инженерный стенд для поверки их автономности, энергосистем и систем управления. Тренируем на нем то, что через год покажем на большой карьерной технике, — сказал генеральный директор Инжинирингового центра «Автономная энергетика» МФТИ/РТ-РБ Юрий Васильев.
Газозаправочная станция для первого российского водородного вездехода «Русак К-10»
Водородная энергетика сейчас активно развивается во всём мире. Это максимально экологичная технология, так как при переработке газа выделяется только электричество и вода. Ключевое преимущество водородных двигателей по сравнению с моторами, питающимися электрическими батареями, — в более высокой энергоемкости. Баллон намного компактнее аккумулятора и позволяет перевозить больше грузов на большие расстояния. Этот вид топлива применяется там, где требуется много энергии. Существуют проекты водородных поездов и крупных транспортных кораблей. Именно поэтому такая энергетическая установка была выбрана для перспективного карьерного самосвала для горнорудной промышленности, который будет выпускать БелАЗ. Применения машины должно начаться уже в 2027 году.
— Испытания вездехода на этом полигоне для нас представляют особую ценность, так мы в одном месте на практике можем отработать технические решения, которые потом будут применятся в водородном самосвале. А также протестировать всю ту инфраструктуру, которая необходима для обеспечения этой машины топливом, — сказал директор портфеля проектов в горнодобывающей отрасли «РТ-развитие бизнеса» Федор Куликовский.
Салон первого российского водородного вездехода «Русак К-10»
Внутри вездехода — хороший обзор через лобовое стекло, удобные кресла, несколько экранов для камер заднего вида, самый обыкновенный руль и цифровое радио.
— Чтобы стать водителем водородного вездехода, нужно уметь работать с топливными элементами. Ощущения, как за рулем очень большого внедорожника. Машина хорошо управляется, но очень большой радиус поворота. Колеса просто гигантские и высокая проходимость. Есть два электродвигателя. Максимальная скорость — 60 км/ч, но в целях безопасности мы ее пока ограничили. Любой, кто умеет управлять обычным автомобилем, справится с вездеходом, — сказал водитель машины Владимир Зиновьев.
Водородная заправка
Неподалеку от вездехода хранятся около десятка газовых баллонов для заправки. Их наполняют водородом на другом полигоне по соседству. Газ очень летучий и легко воспламеняется. На стендах тестируют технологии производства и хранения топлива. Существует множество нюансов, которые пока осложняют внедрения экологичного источника энергии. Например, его необходимо перевозить при температуре –252градуса. А если температура падает, то повышается давление, и, чтобы баллон не разорвался, газ приходится просто выпускать в воздух. Хотя заправочный пистолет для водорода очень похож на обычный бензиновый.
Емкости для хранения водорода для первого российского водородного вездехода «Русак К-10»
— Через заправочный пистолет мы закачиваем газ в вездеход. Топливо идет под давлением. Есть свои особенности, в отличие от бензоколонки. Газ закачивает под давлением 350 Бар. Второй пистолет работает под давлением вдвое больше. Карьерный самосвал будет заправляться под завязку за 15–20 минут. А легковую машину можно заправить за 5–7 минут, — рассказал Юрий Васильев.
В отдельном контейнере на полигоне размещена водородная тепловая установка, используемая для обогрева помещений. Рядом стоят емкости с порошком, обеспечивающим безопасное хранение газа без давления. Само топливо получают непосредственно на месте, перерабатывая обычную водопроводную воду: из 1 л жидкости получается примерно один кубометр газа. Перед этим воду тщательно очищают от примесей — без солей жидкость не проводит электричество, и из нее безопасно выделяется газ методом электролиза. По словам специалистов, технология проста, и процесс можно продемонстрировать даже в стакане воды.
Инфраструктура для производства и хранения водорода для первого российского водородного вездехода «Русак К-10»
— Процесс электролиза достаточно прост, и его можно воспроизвести даже в домашних условиях, — отметил директор по науке Инжинирингового центра «Автономная энергетика» МФТИ/РТ-РБ Владислав Карасевич. — В стакан воды можно поместить электроды из грифеля карандаша, подключенные к батарейке, и появятся пузырьки. В нашей установке используется тот же принцип.
Если на полигоне необходимо поднять на значительную высоту ретранслятор или антенну, используют не столбы, а воздушные шары, заправленные водородом. Этот газ легче воздуха и безопаснее гелия.
По словам специалистов, водород — универсальное топливо, и вполне возможно, что в ближайшем будущем на нем будут работать не только самосвалы, но и электросамокаты.
Комментарии закрыты.